КОНСТРУКЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ КУЗОВА ГАЗ-24 Конструктивные особенности кузова ГАЗ-24
На базе четырехдверного кузова типа седан выпускаются автомобиль ГАЗ-24 (общего назначения) и ГАЗ-24-01 (рис. 208). Кузов оборудован двумя рядами сидений. В задней части кузова имеется помещение для багажа, в котором также размещены запасное колесо и шоферский инструмент.
Кузов автомобиля ГАЗ-24-01 отличается от кузова автомобиля ГАЗ-24 отсутствием радиоприемника и внутреннего привода к замку левой задней двери и наличием таксометра и фонаря с зеленым ("Свободен") светом. Кузов окрашивается в светлозеленый цвет; на передние двери наносится знак "Такси"; сиденья обиваются искусственной кожей.
На базе кузова типа универсал выпускается автомобиль ГАЗ-24-02 и готовится к выпуску автомобиль ГАЗ-24-03 (санитарный).
Запасное колесо и шоферский инструмент в этом кузове располагаются в специальном отсеке в задней части, и доступ к ним осуществляется через специальный люк независимо от размещения багажа в кузове.
Оба кузова металлические, сварные, несущей конструкции. Значительная часть узлов и конструктивных элементов кузовов унифицирована.
Обычной рамы автомобиль не имеет. Все нагрузки, возникающие при движении автомобиля, воспринимает кузов, каркас которого представляет собой жесткую сварную систему, усиленную наружными облицовочными панелями (рис. 209 , Рис. 209-2 , Рис. 209-3 и Рис. 209-4).
В передней части кузова имеется короткая подмоторная рама, предназначенная для установки двигателя, передней подвески и радиатора. Рама приварена к основанию кузова. Задние крылья тоже приварные.
Кузов подвергается антикоррозийной химической обработке - фосфатированию, которое образует на металлической поверхности слой нерастворимых в воде фосфорнокислых соединений. Последующая грунтовка кузова методом электроосаждепия обеспечивает образование ровной защитной пленки на наружных и внутренних поверхностях.
Для предохранения покрытия от механических повреждений, а также для создания термо- и шумоизоляции, нижняя часть кузова, включая пол, внутренние поверхности крыльев, наклонную часть переднего щита, брызговики колес, покрыта ровным слоем специальной мастики № 579 или № 213 вручную или способом пульверизации. Также покрыты мастикой внутренняя часть дверей и брызговиков передних и задних крыльев. Все основание внутри кузова покрыто специальной листовой вибродемпфирующей мастикой.
Термо- и шумоизоляционные качества кузова улучшены оклейкой изнутри наружных панелей дверей и переднего щита вафельным картоном, а крыши - поролоном.
Кузов окрашен высококачественными эмалями горячей сушки.
Все стекла (ветровое, заднего окна и дверей) - гнутые, изготовлены из высокопрочного полированного стекла. Ветровое и заднее стекла установлены в проемы кузова снаружи вместе с резиновыми уплотнителями, под которыми имеется слой герметизирующей мастики.
Некоторые рекомендации по обслуживанию и ремонту кузова ГАЗ-24
Особое внимание следует обращать на сохранность кузова, как наиболее важной и дорогостоящей части автомобиля. Лакокрасочное покрытие является одним из важнейших показателей, характеризующих состояние автомобиля. В процессе эксплуатации окрашенная поверхность кузова подвергается атмосферным и механичеекилт воздействиям, температурным изменениям, покрывается грязью. Поверхности, обращенные к дороге, подвергаются абразивному воздействию песка и гравия. Вредное влияние оказывают продукты сгорания топлива, сернистый газ воздуха промышленных городов, соль с дорог, посыпаемых во время гололеда, и из воздушной среды в приморских районах.
Солнечные лучи и дневной свет меняют оттенок покрытия. От сильных колебаний температуры и других воздействий на поверхности появляются мелкие царапины, трещины и местные отслоения, которые затем увеличиваются, способствуя появлению очагов коррозии. Асфальт, попавший на окрашенную поверхность и вовремя не снятый, оставляет на ней несмываемые пятна.
Чтобы уменьшить вредные воздействия, необходимо окрашенную поверхность кузова своевременно мыть, чистить, полировать и консервировать.
Мойку кузова рекомендуется производить сразу после поездки холодной или теплой водой с добавлением автошампуня или другого средства для мойки окрашенной поверхности. Перед мойкой следует плотно закрыть все двери, капот, крышку багажника, люки вентиляции и забора воздуха, поднять стекла дверей. Необходимо предупредить попадание воды на электрооборудование под капотом двигателя.
Автомобиль следует мыть в тени или закрытом помещении, так как в случае мойки на солнце капли воды, высыхающей на кузове, оставляют пятна. Не следует мыть кузов на морозе или выезжать на мороз с мокрым или только что вымытым кузовом, так как при замерзании воды могут появиться трещины на краске.
Рекомендуется мыть автомобиль из шланга струей слабого напора: при мойке струей с большим напором твердые частицы грязи царапают краску. При мойке горячей водой краска быстро разрушается.
Засохшую грязь следует постепенно размачивать слабой струей воды, пока она не отстанет, после чего обмыть кузов. Соскабливание грязи приводит к порче краски. После смыва грязи и пыли на поверхности кузова остается тонкий слой ила, который при высыхании оставляет серые пятна. Удаление ила производится мягкой волосяной щеткой или замшей при непрерывном и обильном поливании кузова водой. Не рекомендуется стирать пыль с кузова всухую.
При мойке автомобиля не допускается применение соды, керосина, бензина и минеральных масел. Битумные, жировые и масляные пятна рекомендуется удалять специальными автоочистителями.
Стекла после мойки следует протирать замшей. Сильно загрязненные стекла следует промыть с применением мела или специальной жидкости.
При отсутствии водопровода грязь и пыль надо смывать, обильно поливая кузов из лейки или ведра.
Полирование производится для сохранения блеска кузова. Перед полированием кузов должен быть вымыт и насухо протерт. Не следует полировать поверхность кузова, если она нагрета.
Полировать кузов надо последовательно, небольшими участками, так как полирующие составы быстро высыхают и их трудно растирать. Для полирования можно применять электрическую дрель с частотой вращения 1800-4700 об/мин. На полировальный круг дрели накладывают слой ваты (4-5 см), а затем надевают шапочку из меха, сукна или фланели. В крайнем случае полирование можно производить вручную фланелевым тампоном возвратно-поступательными движениями. Рекомендуется применять следующие полирующие пасты (см. табл. на стр. 323).
Полирующие составы наносят на окрашенную поверхность тонким слоем при помощи тампона. После применения паст ВАЗ-1 и ВАЗ-2 поверхность следует протереть до блеска составом ВАЗ-3 или ВАЗ-03.
Разработанные в последнее время автополироли на основе силиконов отличаются легкостью полирования, водоотталкивающими и консервирующими свойствами. Способностью пылеотталкивания обладают автополироли с антистатическими свойствами.
Необходимо учесть, что если применяемые ранее нитроцеллюлозные эмали для восстановления блеска можно было шлифовать, то синтетические эмали, применяемые в настоящее время для окраски автомобилей, можно только полировать. При шлифовке активными абразивами снимается поверхностный глянцевый слой синтетической эмали и восстановить его полированием уже невозможно.
Профилактика и восстановление антикоррозийного покрытия днища кузова
Ввиду исключительно тяжелых условий эксплуатации защитные покрытия днища кузова быстро разрушаются. Поэтому после пробега 6-12 тыс. км следует проверить состояние днища кузова. Повреждения мастичного слоя без нарушения грунтовочного слоя восстанавливают промазкой мастикой № 213 (ТУ ХК-1009-66), мастикой № 580 (ТУ МХП 4468-55), № 579 (ТУ МХП 279-50) или БПМ-1 (ТУ 6-10-882-69) толщиной не менее 1 мм методом распыливания или кистью.
В случае глубокого повреждения мастичного покрытия для защиты основания кузова от коррозии по предварительно промытой, очищенной от ржавчины, обезжиренной и просушенной поверхности наносят грунтовку ГФ-020, ФЛ-ОЗК, ГФ-073 или свинцовый сурик на натуральной олифе. Грунтовки наносят кистью или пульверизатором. Сушатся грунт и сурик не менее 24 ч в естественных условиях. После этого днище промазывают антикоррозийной мастикой № 213, № 580, № 579 или БПМ-1.
Мастика разводится до необходимой консистенции уайт-спиритом или сольвентом. Сушка мастики при температуре не ниже 15° С требует не менее 48 ч. При искусственной сушке продолжительность сушки сокращается.
В качестве профилактики для защиты днища кузова и других его деталей можно применять консервирующие, антикоррозийные средства - антиконсерванты, автоантикоры.
Уход за хромированными деталями
Уход за хромированными деталями необходим для сохранения их блеска. Наиболее вредное влияние на хромированные поверхности оказывают сернистый газ, содержащийся в воздухе, и соль, попадающая в виде брызг с дорог, посыпаемых во время гололеда, и содержащаяся в воздухе приморских районов. При появлении на поверхности глубоких царапин, доходящих до основного металла, или в случае отставания слоя хрома разрушительным становится даже действие влаги, и коррозия начинает быстро распространяться под слоем хрома.
Уход за хромированными деталями заключается в регулярной очистке их от загрязнения. Очистку производят тряпкой, смоченной в керосине, затем тряпкой, смоченной в воде, и протиркой насухо чистой и мягкой тряпкой. При этом следует соблюдать осторожность и не допускать попадания керосина на окрашенные поверхности во избежание образования пятен.
Ржавчину, появившуюся в местах разрушения хромового покрытия, следует осторожно удалять мелом или зубным порошком, нанесенным на мягкую фланель, смоченную в нашатырном спирте или скипидаре. Очищенное место покрыть прозрачным лаком для предупреждения дальнейшего распространения ржавчины.
При эксплуатации автомобилей осенью или зимой, а также при хранении автомобилей, хромированные детали можно смазывать пушечной смазкой или техническим вазелином, который через 3-4 месяца рекомендуется заменять свежим.
Уход за резиновыми уплотнителями заключается в протирании уплотнителя мягкой тряпкой, смоченной в техническом глицерине, чем удаляется серый налет, образующийся на уплотнителях в результате выделения серы.
Для защиты резиновых изделий от воздействия атмосферы можно применять специальную защитную краску, высыхающую в обычных условиях. Краска придает изделиям цвет, блеск и увеличивает срок службы резиновых деталей. Окраску реком*ендуется производить 2-3 раза в год.
Уход за обивкой заключается в периодической промывке ее водой с нейтральным мыльным раствором с помощью мягкой волосяной щетки с последующей протиркой ее насухо мягкой чистой тряпкой. Пятна на обивке можно очищать бензином или четыреххлористым углеродом. После удаления пятен следует протереть всю поверхность чистой тряпкой, смоченной той же жидкостью, чтобы избежать разницы оттенков очищенной и неочищенной поверхностей.
Для очистки сильно загрязненных мест обивки, которые не очищаются мойкой, можно применять специальные автоочистители.
Уход за стеклами необходим в любое время года для обеспечения хорошей видимости, которая является одной из важнейших предпосылок безопасного 'движения.
Для очистки стекол можно применять специальные жидкости, предназначенные для заполнения бачка стеклоомывателя. Жидкости НИИСС-4 и др. выпускаются в концентрированном виде и перед заливкой в бачок омывателя разбавляются водой в зависимости от температуры окружающей среды.
Исправление повреждений окрашенных поверхностей кузова ГАЗ-24
В процессе эксплуатации возможны повреждения деталей и поверхности кузова: царапины, вмятины, деформации узлов, коррозия и т. п. Основными операциями при ремонте являются: выравнивание помятых поверхностей, устранение перекосов, прогибов, замена разрушенных панелей новыми путем сварки, заварка трещин, замена узлов и деталей, окраска.
Царапины, вмятины и другие повреждения поверхности приводят к разрушению целостности лакокрасочного покрытия и ослаблению его защитных свойств.
Повреждения покрытия (особенно с разрушением до металла) необходимо быстрее устранить.
Удаление лакокрасочного покрытия до металла производится только при полном разрушении покрытия и при проведении рихто-вочнопаяльных работ. Покрытие удаляется шлифовкой, а также методом смывки с применением смывки СП-7.
Дефектный участок расшлифовывается водостойкой шкуркой КЗ или КЧ № 5, ГОСТ 10054-62. Обнаруженную ржавчину необходимо удалять полностью.
Оголенную до металла поверхность протирают салфеткой, смоченной уайт-спиритом, затем сухой салфеткой. Грунтуют одной из приведенных в табл. 7 грунтовок.
7. Грунтовки
Грунтовка/Раб. вязкость по В 3-4/Раствор для разведения/Естествен. сушка/Гор. сушка
Фенольно-формальдегидная ФЛ-ОЗК (ГОСТ 9109-59) 22-26 Сольвент Ксилол Не менее 24 ч 100- 110 °С, 35 мин
Глифталевая ГФ-020 (ГОСТ 4056-63) 22-26 Сольвент Ксилол Не менее 24 ч 100- 110 °С, 35 мин
Цинкохроматная ГФ-073 (ТУ 6-10-876-69) 22-26 Ксилол 24 ч -
Фосфатирующпе: ВЛ-02, ВЛ-08 и ВЛ-023 (ГОСТ 12707-67) 18-20 Смесь 75% этилового спирта и 25% бутилового 15 мин
Загрунтованный участок кузова выравнивают быстросохнущей шпатлевкой МС-006 (ГОСТ 10277-62) с помощью резинового или металлического шпателя. Сушка шпатлевки естественная при 18-23° С в течение 1-2 ч. После высыхания шпатлевку тщательно шлифуют водостойкой шкуркой КЗ или СЧ № 5. При шпатлевании необходимо учитывать, что шпатлевка не повышает защитные свойства покрытия (толстые слои могут растрескиваться). Поэтому крупные дефекты на металле следует устранять только с помощью рихтовки, пайки или напылением порошка пластмассы ТПФ-37 с последующим выравниванием шпатлевкой.
По подготовленной поверхности производят окраску синтетической эмалью МЛ-1110 (ТУ 6-10-1102-71) или МЛ-12 (ГОСТ 9754-61) в два слоя. Междуслойная естественная выдержка эмали 10 мин при температуре 18-23 ° С. Рабочая вязкость эмали 24-28 с по ВЗ-4, растворитель - сольвент. Сушка эмали - при температуре 125- 130 ° С в течение 60 мин или при помощи рефлектора.
При необходимости запыл удаляется полировкой покрытия полировочной пастой ВАЗ-1 или ВАЗ-2 с помощью электродрели или вручную фланелью.
Передний и задний мосты, карданный вал и другие узлы шасси окрашивают нитроэмалью № 660 или алкидностирольной эмалью МС-17 в два слоя с помощью распылителя или кисти. До рабочей вязкости эмаль № 660 разводят растворителем № 646, а эмаль МС-17- сольвентом. Продолжительность сушки эмали 1 ч при температуре 15-25 ° С.
Необходимо помнить, что лакокрасочные материалы горючи и легко воспламеняются. Поэтому в местах приготовления и хранения лакокрасочных материалов, а также там, где производится окраска, категорически запрещается курить, работать с открытым огнем (сварка, пайка). Помещение нужно хорошо вентилировать или открывать форточки и двери. Участки окраски, а также места приготовления лакокрасочных материалов должны быть обеспечены противопожарными средствами (песок, кошма, огнетушители, вода).
Необходимо оберегать глаза от попадания в них брызг. Во избежание кожных заболеваний руки следует смазывать специальными защитными пастами или вазелином.
В И Борисов, А И Гор, Б А Дехтяр и др. Автомобиль "Волга" ГАЗ-24. Под ред. А. Д. Просвирнина. Изд. 2-е, перераб. я доп. М., "Машиностроение",1975.