Устанавливаем форкамерную головку на "Волгу" ГАЗ-24-10 "Волга" ГАЗ-3102 отличается от своих "родственников" не только измененной внешностью, но и завидной резвостью. Причем последнее – не следствие увеличения рабочего объема двигателя и расхода топлива. Технические характеристики двигателей ЗМЗ-4022.10 (ГАЗ-3102) и ЗМЗ-402.10 (ГАЗ-24-10) отличаются незначительно. Но откуда тогда ощущение "более сильного мотора" у "тридцать первой"? Секрет в иной организации рабочего процесса двигателя. Особенность конструкции ЗМЗ-4022.10 – форкамерно-факельное зажигание, снижающее расход топлива и токсичность отработавших газов, а также улучшающее приемистость двигателя.
Немного теории. Для полного сгорания топлива в цилиндре двигателя необходимо выдерживать определенную пропорцию между топливом и воздухом в рабочей смеси. На один килограмм бензина требуется примерно 14,8 кг воздуха. Если последнего больше, то смесь бедная, меньше – богатая. Для уменьшения токсичности выхлопных газов и большей экономичности двигателя предпочтительна обедненная смесь. Но она хуже воспламеняется от искры и медленнее горит, поэтому максимальной мощности не получишь. Богатая смесь, наоборот, хорошо воспламеняется и горит, но полностью не сгорает – не хватает кислорода. Форкамерно-факельный процесс объединяет эти противоположности и обеспечивает эффективное сгорание в двигателе бедных смесей, причем быстрее, чем горят богатые. Следствие – лучшая приемистость при меньшем расходе топлива.
Рис.1 Устройство форкамерной головки: 1 - выпускной клапан; 2 - впускной клапан; 3 - клапан форкамеры; 4 - свечи зажигания; 5 - дополнительная камера (форкамера); 6 - сопловые каналы; 7 - камера сгорания.
Камера сгорания в головке блока разделена на две части (рис. 1): основную 7 и дополнительную 5 – форкамеру (отсюда название). Они соединены между собой двумя каналами 6. В основную камеру подается бедная топливно-воздушная смесь через впускной клапан 2. Одновременно в форкамеру из дополнительной (форкамерной) секции карбюратора через клапан 3 поступает богатая смесь, которая легко воспламеняется искрой свечи 4. В форкамере нарастает давление. По сопловым каналам 6 в основную камеру с большой скоростью выбрасываются факелы горящих, а также еще не сгоревших, но нагретых частиц топлива. Они перемешивают и воспламеняют бедную смесь в основной камере. В остальном работа этого двигателя протекает как обычно, по четырехтактному циклу.
ГАЗ-3102 поставлялись в свое время только в номенклатурные структуры и в спецорганы, причем для последних проходили так называемый "наркомовский" контроль при сборке, поэтому качество их было значительно выше. В руки частников "тридцать первые" попадали из госгаражей, уже не первой свежести, с пробегом около 200 тыс. км. Порой плачевное состояние двигателей таких автомобилей не позволяло ощутить их достоинства. Большинство владельцев, не зная, с какой стороны подойти к необычному мотору, заменяли форкамерные головки на привычные от ЗМЗ-402. Но те, кто ездил на исправном ГАЗ-3102, уже не откажутся от реализованных в нем решений и будут искать способы продления ее "жизни". Владельцы же обыкновенных "волг" могут с минимальными затратами переоборудовать свои двигатели. Для этого потребуются от “тридцать первой" "Волги": головка блока цилиндров в сборе с коллекторами и клапанным механизмом; укороченные до 276 мм штанги; крышка головки блока; карбюратор К-156; воздушный фильтр; блок электромагнитных клапанов; вакуумный выключатель (датчик) 453710; электронный блок 37.3761; распределитель зажигания Р-147Б с приводом (как доработать штатный привод, мы расскажем в следующем номере); коммутатор 3734 (ТК-102); дополнительный резистор СЭ-107; катушка зажигания Б-114Б.
Рассмотрим переоборудование на примере ГАЗ-24-10.
Прежде всего проведем ревизию форкамерной головки, которую удалось достать. Новую купить сложно, но те, что были в употреблении, как правило, вполне поддаются ремонту.
Блок дополнительного (форкамерного) клапана - самостоятельный узел и снимается с головки блока в сборе
Если зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой превышает 0,25 мм (или заметен эллипс отверстия), то втулки заменяем новыми. Для этого очищаем камеры сгорания, каналы и втулки от нагара.
Герметичность клапанов достигается притиркой с пастой, состоящей из одной части абразивного порошка М20 и двух частей моторного масла. Для закрепления инструмента при ручной притирке существует несколько способов подготовки клапанов.
При изменении характера звука притираемого клапана притирочную пасту нужно заменить. Для этого вынимаем клапан, насухо вытираем обрабатываемые поверхности и наносим свежую пасту. Притирку ведем до образования на фаске седла сплошного матового пояска.
Продолжение следует...
Взято отсюда
Вадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР "Можайский"