Прообраз двигателя ЗМЗ-24Д был создан в шестидесятых годах 20 века для автомобиля ГАЗ-21. Это был передовой по тем временам двигатель мощностью 75 лошадиных сил, отвечающий требованиям времени. Двигатель ГАЗ-21 и сегодня прекрасно работает на сорокалетних 21-х Волгах. Дополнительно продлила жизнь 21-му движку установка его на УАЗ-469, продолжавшаяся и в 70-х и в 80-х годах. В конце 60-х Горьковский автозавод начал осваивать производство новой Волги - ГАЗ-24. Для этой модели на ЗМЗ был разработан новый двигатель - ЗМЗ-24Д. Двигатель являлся дальнейшей модификацией двигателя ГАЗ-21 и имел сходную конструкцию, но был существенно обновлен. Была изменена конструкция блока цилиндров и головки, повышена степень сжатия под 93 бензин, изменен ход поршней, новая конструкция картера позволила уменьшить расход масла, была применена закрытая система вентиляции картера а так же проведены некоторые другие изменения. Мощность двигателя возросла до 95 л.с. И все же внешне в ЗМЗ-24Д угадывается несколько видоизмененный 21-й движок.
Несколько позднее на ЗМЗ был освоен выпуск двигателя ЗМЗ-2401. Двигатель отличался от ЗМЗ-24Д только головкой - была уменьшена степень сжатия. Двигатель предназначался для установки в основном на такси и работал на 76 бензине.
В середине 80-х, в связи с выпуском на ГАЗе новой модификации Волги - ГАЗ-2410, двигатель вновь был подвергнут модернизации, в результате чего вышел в свет двигатель ЗМЗ-402, выпускающийся до настоящего времени. Однако на сей раз изменения были не слишком принципиальными - основные детали, такие как коленчатый вал, распредвал, поршневая группа, клапана и многие другие детали остались взаимозаменяемыми с ЗМЗ-24Д, что во многом определило его высокую ремонтопригодность. Водяная помпа переместилась с головки на блок цилиндров. Головка блока получила шпильки увеличенного диаметра и выпускной коллектор с двумя выходами (для "штанов"). Был применен маслонасос другого типа. Однако по сообщениям автолюбителей, маслонасос в сборе взаимозаменяем с наслонасосом ЗМЗ-24Д. Остальные изменения двигателя были минимальными. Двигатель ЗМЗ-402 в сборе может быть использован для замены ЗМЗ-24Д. Если Вы имеете дополнительную информацию о взаимозаменяемости деталей и отличий двигателей 402 и 24Д - пишите.
Отдельно в семействе двигателей ГАЗ-24 стоит ЗМЗ-4022. Этот двигатель производился в начале 90-х годов для ГАЗ-3102 и отличался головкой, которая обеспечивала модное тогда форкамерно-факельное зажигание. Однако выгоды форкамерного зажигания свелись на нет дополнительными проблемами, и двигатель развития не получил. С освоением на двигателя ЗМЗ-406, принципиально отличающегося по своей конструкции, семейство двигателей 24Д - 402 остановилось в своем развитии на ЗМЗ-402, который видимо будет еще некоторое время выпускаться. А пока он выпускается, и выпускаются запчасти для него, ремонт двигателя ГАЗ-24Д является вполне реальным.
Взято с www.long-vehicle.narod.ru